Гроссмейстеры уезжают из России

Война в Украине идет уже два месяца. За это время многие российские гроссмейстеры решили навсегда покинуть страну. Репортер Chess.com поговорил с четырьмя известными гроссмейстерами о войне и вызванных ей решениях.

Как сообщил немецкий шахматный журналист Стефан Лоффлер, некоторые гроссмейстеры решили уехать из России. Одни из них подписали антивоенное обращение к Владимиру Путину, другие отказались (по различным причинам), но объединяет всех одно: неприятие войны России в Украине, начавшейся 24 февраля.

Дмитрий Андрейкин, Владимир Федосеев и Александр Предке не вернулись в Россию после турниров Гран-При ФИДЕ в феврале-марте этого года. Сообщают, что Андрейкин сейчас находится в Северной Македонии, Предке – в Узбекистане, а Федосеев гостит у своего секунданта Даниила Юффы в Испании, где к гроссмейстерской компании присоединился Кирилл Алексеенко.

Алексей Сарана, участник турнира в Белграде, проходившего параллельно с этапом Гран-При, остался в столице Сербии, сняв здесь квартиру на шесть месяцев. Никита Витюгов, и ранее проводивший много времени в Испании, решил пока остаться в этой стране. Александра Костенюк, жившая попеременно во Франции и в России, не планирует в ближайшее время возвращаться в Москву.

Все упомянутые гроссмейстеры, кроме Юффы, в прошлом году перешедшего в федерацию шахмат Испании, поменяли флаг России на флаг ФИДЕ, что позволит им по-прежнему принимать участие в международных турнирах. Под флаг ФИДЕ перешел и Григорий Опарин, последние два года живущий и учащийся в Сент-Луисе. Евгений Романов, многолетний тренер сборной Норвегии, теперь играет под флагом этой страны.

Владимир Федосеев
27-летний Федосеев теперь живет в испанском регионе Валенсия и проводит большую часть своего времени за работой над шахматами, “проверяя варианты”. Как многие соотечественники, он регулярно участвует в турнирах Chess.com, таких как титульные вторники и чемпионат по рапиду.

27-летний гроссмейстер из Москвы, родившийся в Санкт-Петербурге, уехал из России 27 февраля, чтобы принять участие в турнире Гран-При ФИДЕ в Белграде. После Гран-При он помогал в качестве секунданта своему другу Юффе на чемпионате Европы в Словении, хотя обычно сам Юффа являлся секундантом Федосеева, например, на Кубке мира в Сочи в 2021 году, где Федосеев занял четвертое место. Из Словении друзья отправились в Испанию, где они снимают квартиру. Вскоре к ним присоединился Алексеенко.

На турнире Гран-При в Белграде, начавшемся через три дня после вторжения в Украину, российские гроссмейстеры играли под флагом Федерации шахмат России (ФШР). В первый день турнира Федосеев попросил организаторов убрать этот флаг со стола.

Федосеев сказал: “Мой запрос на выступление под флагом ФИДЕ не успели рассмотреть в связи с административной ошибкой. Игра под флагом ФШР выражала бы лояльность правительству”.

У Федосеева были “личные причины” не подписывать открытое письмо Путину, но его отношение к войне было ясно с самого начала. Он сказал, что не может жить в России, где большинство поддерживает военную агрессию, которую законодательно запретили называть войной.

Федосеев “Я не представляю себе, как на это реагировать. В России хорошо знают историю Второй мировой войны – сейчас все выглядит похоже. По-моему, сегодня Россия – не демократическая страна. Я чувствую, что с каждым днем положение дел в России будет ухудшаться”.

Российский гроссмейстер сказал, что принял “эмоциональное, но принципиальное” решение уехать из России 24 февраля, в тот день, когда началась война. “Возможно, я когда-нибудь вернусь, но я больше не буду играть за эту страну, никогда в жизни”.

Я больше не буду играть за эту страну, никогда в  жизни.
—Владимир Федосеев

Родители Федосеева остались в Санкт-Петербурге. Он говорит, что понимает их и своих коллег, таких как Александр Грищук и Даниил Дубов, живущих в России, но выступивших с антивоенными заявлениями. “Моя позиция – лично моя. Я поступил так, чтобы быть в согласии с собой”.

Федосеев планирует участвовать в опене в Шардже и большом турнире в Сербии. Пока не ясно, будут ли в жеребьевке этих турниров использоваться правила, позволяющие избежать встреч за доской между российскими и украинскими шахматистами, применявшиеся на чемпионате Европы.

Федосеев понимает, что украинский коллега может не захотеть встречаться с ним за доской: “Это нормально. Как я понимаю, это политически важно для них. Надеюсь, что в этой ситуации мы сможем хотя бы согласиться на ничью”.

Федосеев сказал, что он удивлен не тем, что Сергей Карякин поддерживает российское правительство, а тем, насколько агрессивной стала его риторика за последний месяц: “Он даже не попытался сказать что-нибудь против войны. Он просто всячески поддерживает тех, кто принял решение убивать людей в Украине”.

Алексей Cарана
Сарана, 22-летний гроссмейстер, живший с матерью в Москве, уехал из России 1 марта, чтобы участвовать в круговом турнире в Белграде, проходившем параллельно с этапом Гран-При. Сарана: “Я еще тогда не собирался возвращаться. По крайней мере, хотел остаться, пока война не закончится”. Война идет уже более двух месяцев, и конца не видно.

Сарана снял квартиру в Белграде, где он будет жить с братом до конца августа. Он играет в шахматы онлайн, следит за новостями и старается освоить английский язык. Его мать поддерживает решение сына не возвращаться. Его отец – украинец, живущий в Киевской области, и с ним все в порядке.

“Я люблю Россию, но я ненавижу политику”, – говорит Сарана. “Действия нашего правительства вызывают полное отвращение. Я с ними не согласен, но я не могу на них повлиять. Мне не нравится эта война; ее причины ужасны”.

 Мне не нравится эта война; ее причины ужасны.
—Алексей Сарана

Сарана не подписался под антивоенным письмом к Путину, потому что ему не предложили это сделать. “Никто из моих друзей-шахматистов не поддерживает войну, за исключением Карякина”.

Сарана постоянно следит за новостями и смотрит много каналов на Youtube, как проправительственных так и оппозиционных: “Я не могу поверить, как много людей поддерживают это. Я не знаю, правда это или нет. Возможно, такие сообщения пишут боты”.

В прошлое воскресенье, через два дня после разговора с журналистом, Сарана выиграл 11-й еженедельный турнир в чемпионате Chess.com по рапиду. Он встретился в финале с Андреем Есипенко, еще одним шахматистом, ясно высказавшимся против войны. Есипенко пока живет в России. Он играл в турнире с использованием VPN, чтобы обойти блокировку Chess.com в России, введенную Роскомнадзором.

Никита Витюгов
35-летнему Витюгову трудно вспомнить, когда именно он уехал из России в Испанию. Он и раньше проводил лето на Коста-Бланка, а в прошлом году после рождения сына решил жить в Испании постоянно. Витюгов: “Я всегда считал, что будет здорово, если мой сын вырастет рядом с морем”.

Последним турниром Витюгова на родине стал суперфинал чемпионата России, где он занял первое место. В ближайшее время Витюгов не планирует возвращаться.

Витюгов не подписал антивоенное письмо, потому что ему не понравился его текст, как и вообще идея открытых писем, но он обозначил свое отношение к войне в самом начале. 25 февраля он написал в Твиттере:

Витюгов: “Прежде всего, нужно остановить войну. После этого я надеюсь на перемены в России, но мы не знаем, случится ли это”.

Многим из его коллег трудно уехать даже при желании, особенно, сейчас: “Вы не можете вести себя как обычно. Вы не можете высказать свои мысли. Поддерживая ‘специальную операцию’, вы можете делать что угодно, но если вы начинаете сомневаться, все оборачивается против вас. Против вас используют каждое слово или поступок. Вы получаете штраф, отправляетесь в тюрьму или портите себе карьеру. Цена поступка может быть очень высока. Альтернатива – вести себя, как будто ничего не происходит. Некоторые люди так могут, но не все. Невозможно притворяться, что ничего не случилось. Жить в такой атмосфере очень трудно”.

Поддерживая ‘специальную операцию’, вы можете делать что угодно, но если вы начинаете сомневаться, все оборачивается против вас.
—Никита Витюгов

Витюгов понимает, что украинский шахматист может отказаться от встречи с ним за доской: “Я и они, мы оказались в разном положении. Я не знаю, как я сам поступил бы на их месте. Их злость и остальные эмоции в отношении России и россиян мне понятны”.

Российские шахматисты пока могут играть в турнирах ФИДЕ, хотя и не под флагом России. Большинство шахматистов Украины и многие жители других стран считают, что Международная федерация шахмат сделала недостаточно. Например, теннисные организации придерживались той же политики, но на прошлой неделе организаторы турнира в Уимблдоне сделали новый шаг и заявили, что не пригласят теннисистов из России и Беларуси.

Витюгов считает, что это слишком: “Я думаю, что нужно обратить внимание на граждан России и в частности спортсменов, выступающих против войны и все равно попадающих под санкции и даже бойкот. На них давят с двух сторон: в России и на Западе. Такое решение стирает разницу между теми, кто поддержал и не поддержал вторжение. Я не вижу оптимальное решение. Возможно, бойкот правилен, но разницу нужно подчеркнуть”.

Александра Костенюк
Костенюк, которой в прошлую субботу исполнилось 38 лет, – одна из самых успешных шахматисток в истории России. Звонок застал ее в Майами, где она отмечала 15-й день рождения своей дочери.

Костенюк часто бывает в России, но живет преимущественно во Франции со своим мужем Павлом Трегубовым, поселившимся в этой стране еще более 20 лет назад. Там же ходит в школу ее дочь.

Костенюк: “Мы находились во Франции, но 4 марта собирались лететь в Россию. Полет был отменен, и сейчас я не могу представить себе, что вернусь”.

Костенюк была “в полном шоке” от начала войны, и это ощущение ее не покидает: “В России есть те, кто любит повторять, что эта страна ‘никогда в истории не на кого не нападала’. Я верила в эти рассказы, что Россия никогда ни на кого не нападала, но это, к сожалению, неправда. Конечно, в начале года мы следили за новостями и слышали слухи о вторжении, но мы ни на минуту не верили в них. Именно поэтому мы были так шокированы, когда это на самом деле произошло”.

В день начала войны Костенюк опубликовала в своих социальных сетях сильный образ: черный квадрат. Позже она высказывалась против войны, не используя это слово, запрещенное в России, а повторяя фразу “…*запрещено указом президента Российской Федерации от 03/04/2022”.

Костенюк и Трегубов следят за новостями, читают книги, смотрят видео и слушают интервью. “Мы открыли для себя многих блестящих ораторов, оппозиционных политиков, о которых мы раньше не слышали, потому что никогда не интересовались политикой. Мы, шахматисты, сейчас ищем ответы, пытаемся понять, как можно было поступить иначе, и где была допущена решающая ошибка. Были те, кто об этом предупреждал, кто говорил, что это случится”.

Например, Гарри Каспаров? “Да, например, он. Ему не хотелось верить, но он был прав”.

По словам Костенюк, война разделила мир пополам: “Мы проводили много времени за границами России, но это всегда будет моя родина, мой дом. Теперь я вижу ее коллапс. Последствия войны для россиян – не тех, кто находится у власти, а обычных людей – невообразимы. Я ощущаю эту боль каждый день”.

По словам Костенюк, Россия превращается в Советский Союз, страну, исчезнувшую с карты мира, когда ей было семь лет. “Я слышала и много читала о временах, когда люди в моей стране не могли свободно говорить то, что хотят. После распада Советского Союза 1990-е были трудным временем, но мы были свободны. Меня никогда не заставляли говорить или не говорить те или иные вещи. Я росла в свободной стране, по крайней мере, так себя чувствовала и пользовалась этой свободой”.

Это одна из причин, по которым она не может вернуться в Россию: “Если я вернусь, то буду непрерывно видеть пропаганду, слышать и ощущать эту атмосферу. Я не знаю, что сейчас делать. Я хочу быть свободной и теперь понимаю, насколько важна свобода”.


Я хочу быть свободной и теперь понимаю, насколько важна свобода.

—Александра Костенюк

Костенюк трудно ответить на вопрос о бойкоте шахматистов из России и Беларуси. 16 апреля она писала в Инстаграм, что не одобряет решение Chess.com скрыть российский флаг у пользователей сайта, но она считает, что сейчас не время обсуждать это.

“Любые дискуссии на тему ограничения россиян на мировых площадках буду готова вести только после того, как будут закончены военные действия правительства РФ на территории Украины. Пока ведётся эта «спецоперация», не вижу никакого морального плана вещать о какой-то несправедливости. Правительство моей страны забирает у своих же граждан самые важные конституционные права: право на свободу, личную неприкосновенность и неприкосновенность частной жизни, право на свободу слова и информации, и другие права, печатая ограничивающие своих же граждан законы с ужасающей скоростью, а вы говорите про ограничения россиян за границами России. Давайте, прежде чем учить кого бы то ни было свободной жизни и праву, разберёмся с этими понятиями внутри своей страны”.

В разговоре Костенюк дополнила свое высказывание: “Я не понимаю, как мы можем это обсуждать. Это продолжается уже два месяца и пока непонятно, когда закончится. Я выступала за свою страну больше 20 лет. Невозможность играть за национальную команду – существенная потеря, но как мы можем обсуждать это, когда происходит трагедия?”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

X